Psychedelic trance, psytrance

Является одной из форм транс-музыки (trance), появившейся в начале 1990-х годов.
Этому течению свойственен быстрый бит в диапазоне от 125 до 150 BPM. И в гоа-трансе (goa trance), и в псайтрансе используется мощная басовая составляющая, отбивающая ритм без изменения на протяжении всей композиции и являющаяся основой для наложения одного или нескольких других ритмов, футуристичных семплов и мелодий, в подавляющем большинстве случаев с ярким синтезированным саундом.
Нередко термин psychedelic trance используют как синоним goa trance. На самом деле, Гоа-транс был предшественником первого псайтранса конца 1990-х, но тот уже на первых порах отличался более сложным саундом и техникой написания композиций: от структуры бас-линий до синтезаторных проигрышей. Появившийся термин «psychedelic trance» использовался для отделения нового саунда, который часто писался теми же музыкантами, что и лучший Гоа-транс.
К Гоа-трансу же чаще относят восточные «индийские» мелодии, которые иногда заимствуются и из классической индийской музыки, благодаря чему саунд уж точно невозможно спутать с психоделик-вариацией транса, отличающейся футуризмом. Мнение о том, что семплы из фантастических и документальных фильмов используются лишь в Гоа-трансе уже устарело, т.к. они давно уже присутствуют и в том, и в другом стиле.
История психоделик-транса начинается с экспериментов Раджи Рамы (Raja Ram) в 1980-х. Он был участником нескольких проектов, включая Shpongle, The Infinity Project и 1200 Micrograms. Плюс к этому, он владеет звукозаписывающей компанией TIP World.
Дорогу себе псайтранс начал пробивать прямо на Гоа-сцене в начале 1990-х через сеты и пластинки исполнителей Timeshard и Eat Static, которые выпускались на лейбле Planet Dog.
Первым исключительно псайтранс-лейблом в мире стал Dragonfly Records, созданный Мартином Главером (Martin "Youth" Glover) в Брикстоне, Лондон. Он воспользовался своей уже существовавшей студией, открытой для работы музыкантов с его же лейбла Butterfly Records.
Благодаря отсутствию конкуренции и хорошему качеству релизов, Dragonfly быстро стал центром лондонской психоделик-транс сцены. Первыми исполнителями на лейбле стали Раджа Рам и Грэм Вуд (Graham Wood), записавшиеся под именем The Infinity Project.
Чуть позже Саймон Посфорд (Simon Posford), работавший звукорежиссером на лейбле Butterfly, тоже выпустил свой альбом, впоследствии ставший легендарным - диск Twisted под псевдонимом Hallucinogen. На релизе представлен классический трек "LSD" с голосовым семплом «кислотного» гуру Кена Кизи (Ken Kesey).
В 1993 выходит сборник Project II Trace на Dragonfly, включавший работы проектов Total Eclipse и Mandra Gora. А уже в 1994 количество релизов резко увеличилось, и вышли синглы авторства Man With No Name, Prana, Ayahuasca, Slinky Wizard и Doof. Параллельно открывались новые лейблы: упомянутый ранее TIP Records (ныне TIP World), затем - Matsuri Productions, Flying Rhino Records, Platipus Records и многие другие.
Помимо вышеназванных, в Великобритании открылся еще один лейбл - Blue Room Released, являвшийся самой важной и необычной из всех звукозаписыващих компаний, работавших в жанре психоделик-транс. Владельцем лейбла был Саймон Гэхэри (Simon Ghahary), который до этого работал в английской компании-производителе аудио-колонок. С первыми же релизами Blue room Released ушел от обычного Гоа-саунда в сторону более экспериментальной музыки.
Первый релиз - “Outside The Reactor” - вышел в свет в 1995 и содержал треки групп Total Eclipse, Har-El Prussky и Voodoo People. В том же году три всемирно известных проекта выпустили свои альбомы на этом лейбле - Juno Reactor, Total Eclipse и The Infinity Project. Не заставил себя ждать и немецкий дуэт X-Dream, вскоре подписавшийся на Blue Room с синглом "The Frog" и крайне важным для сцены альбомом Radio. В лучшие времена лейбла на нем вышли диски Violent Relaxation проекта Total Eclipse, Juno Reactor - Bible of Dreams, Saafi Brothers - Mystic Cigarettes и альбом Dragon Tales группы Koxbox.
Но несмотря на то, что все производство лучшего транса в середине 1990-х сконцентрировалось в Англии, сцена этой страны была крайне мала, что отчасти обуславливалось законом об обязательном раннем закрытии ночных заведений. Но такого правила не было в Германии, поэтому вскоре транс-тусовка переместилась туда, подписавшись на немецкие лейблы.
Однако к 1997 году продажи гоа-транса резко упали, и сцена переживала не лучшие времена. Лейбл Flying Rhino вообще обанкротился, а другие компании пытались расширить охват музыки и выйти на рынок с новым имиджем, как и поступил TIP World. «Официальным» объявлением смерти Гоа-транса был альбом Tsuyoshi Suzuki «Let it RIP», на обложке которого было написано: "RIP: Mother Theresa, Princess Diana, William Burroughs, Goa trance" (Покойтесь с миром: Мать Тереза, Принцесса Диана, Уильям Берроуз и Гоа транс).
Но в это самое время возник новый саунд - тот, которому было суждено стать психоделик-трансом, который мы знаем и слушаем в наши дни. Он включал в себя элементы минималистичного и прогрессивного транса, хауса и техно, и не делал акцента на поднадоевшие всем Гоа-мелодии. Германия стала центром этого движения в 1997-1998-е годы. Вскоре многие исполнители стали играть именно эту музыку, т.к. людям она нравилась. Спустя еще немного времени псайтранс снова захватил мировой рынок, вернув к жизни многие лейблы и оживив публику в десятках стран.
Израиль же всегда стоял слегка в стороне от всей этой кутерьмы. В 1988 году после изменения законов и политической ситуации многим израильтянам дали возможность впервые получить индийскую визу. Огромное количество молодых людей только что завершило военную службу и как раз собиралось поехать на отдых, и пляжи Гоа оказались как нельзя кстати.
Естественно, обратно они с собой привезли не только впечатления, но и пластинки с новой для них музыкой. Из-за относительной закрытости страны, израильская сцена развивалась обособленно, что не означает «плохо». Astral Projection, California Sunshine, Phreaky, Space Cat и Oforia - эти имена знает любой трансер, а ведь музыка данных проектов сформировалась именно в Израиле. Среди лейблов в этой стране были наиболее заметны Melodia Records, Trust In Trance, Phonokol и Krembo Records.
Вскоре, благодаря возникновению исполнителей новой волны - в частности, Infected Mushroom, psychedelic trance стал огромной частью клубной культуры Израиля.

Знаковые группы и произведения в этом стиле
- X-Dream - Trip To Trancesylvania
- Hallucinogen - Twisted
- Cosmosis - Cosmology
- Dimension 5 - Transdimensional (Intastella)
- G.M.S. - Chaos Laboratory
- Hux Flux - Cryptic Crunch
- Infected Mushroom - The Gathering
- Space Cat - Beam Me Up
- Logic Bomb - Headware
- Skazi - Animal
- Yahel - Waves Of Sound
- Alien Project - Midnight Sun
- 1200 Mics - 1200 Micrograms
- Astr ix - Eye To Eye
- S.U.N. Project - Insectified
- Space Tribe - Time S-T-R-E-T-C-H

Лейблы:
- 3D Vision
- Acidance Records
- Alchemy Records
- Dragonfly Records
- HOM-Mega Productions
- Mind Control
- NeuroBiotic
- Spiral Trax
- Spirit Zone Records
- Timecode Records
- TIP World
- Transient Records
- Tunnel Records
- Turbo Trance
- Twisted Records