Музыку techno принято считать чисто танцевальным явлением. Так ли это на самом деле? Наверное, не будет ошибкой сказать, что techno как самоценное музыкальное направление появилось благодаря немецкой группе Kraftwerk - «титанам техно», которые стали своеобразным мостом, соединившим европейский авангард (в лице, например, Шеффера и Штокхаузена) и поп-музыку.
Их влияние на всю современную электронную музыку огромно. Если футуристы в начале XX века воспели автомобили и станки, то полвека спустя музыканты из Дюссельдорфа прославились как энтузиасты электроники. Они так хотели превратиться в создающих музыку роботов, что им это практически удалось. Музыку Kraftwerk относят к «новой немецкой волне», давшей истории современной музыки много интересных имен. Своего рода прорывом был так называемый краут-рок: его представители (Can, Faust, Tangerine Dream) сильно повлияли на развитие электронной и индустриальной музыки. В 1969 году, когда Can выпустили свой первый альбом «Monster Movie», два студента академии искусств Дюссельдорфа, будущие основатели Kraftwerk Флореан Шнайдер-Эслебен и Ральф Хюттер решили объединить творческие усилия и создали музыкальный проект Organisation.
Соорудив собственную студию с нехитрым названием «Kling-Klang», ребята вскоре переименовались в Kraftwerk («Электростанция») и выпустили одноименный альбом. Затем последовал «Kraftwerk 2», у группы постепенно формировался собственный музыкальный стиль, ведущая роль в котором отводилась электронному биту. Голос, искаженный вокодером, делал музыку еще более механистичной. Купив синтезатор Moog, Kraftwerk записывают альбом «Autobahn», принесший им известность. Затем были «Radioactivity» и «Trans-Europe Express», «Man Machine» и «Computer World». Влияние двух последних альбомов на становление техно-музыки как особого музыкального стиля было огромным.
И, тем не менее, возникновение той техно-культуры, с которой мы сталкиваемся сейчас, имеет несколько иные корни. В начале 80-х годов развитием идей Kraftwerk занялись в Детройте. Detroit techno - так называется целое направление, у истоков его стояли Хуан Аткинс, Деррик Мэй и Кевин Сондерсон. Они попытались соединить электронные биты, funk и disco. Ричард Дэвис (также известный как 3070) и Хуан Аткинс, объединившись в проекте под названием Cybotron, выпустили в 1983 свой хит «Techno City», давший название стилю. Другие проекты тех же музыкантов: Model 500, Reese, Mayday, R-Tyme, Rhythim is Rhythim…
Появление техно и электро - во многом результат развития технологий. В начале 80-х появилась новая, относительно недорогая и доступная аппаратура, такая как драм-машина Roland TR-808 или клавиши Roland TB-303. Однако подлинный расцвет техно-музыки и выход техно-культуры из подполья состоялись лишь в конце 80-х - начале 90-х, ознаменовав собой лавинообразное распространение компьютеров, всяческой виртуальной реальности и цифровых технологий. Именно тогда в Англии стали популярными rave parties - огромные вечеринки, первоначально нелегальные, где молодежь развлекалась под техно, взбадриваясь при помощи экстази и других наркотических средств. Музыка, звучавшая на этих вечеринках, получила название hardcore (не путать с хардкором в рок-музыке!) за агрессивное и шумное звучание, за быстрый темп до 400 bmp, за искаженный и резкий звук ударных.
Существуют и другие варианты техно-музыки. Например, minimal techno. Как явствует из названия, оно не балует слушателя разнообразием музыкальных средств и звуков, сводя все к простому биту и нескольким повторяющимся звукам или шумам. Такая музыка зачастую малопригодна для танцпола, зато может доставить ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение настоящим ценителям электроники. Из коллективов, работающих в этом стиле, можно назвать финскую группу Panasonic (ныне Pan sonic) и московский проект F.R.U.I.T.S.
В музыке техно особенно ярко отразилась двойственность современной музыкальной культуры: есть музыка для прослушивания и музыка для танцпола. Первую делают группы или композиторы, вторую играют ди-джеи. Нередко ди-джеи начинают создавать собственный музыкальный материал, но, как правило, вне клуба он теряет свою ценность.
Techno - очень общее понятие. Тем не менее, сегодня это уже скорее история. А если в вас доселе не угасло пламя интереса к техно, добро пожаловать на wwwtechnoblvd.com, wwwilove_techno.net или www44100.com.
В современной музыке существует множество направлений, которые с успехом можно было бы отнести к техно, но они получили собственные названия и собственных поклонников. Больше не выбирают любимые группы, выбирают любимый стиль - house, IDM или drum’n’bass - тот, что созвучнее внутреннему ритму.